Печать
Просмотров: 13094

Всем понятно, что зима – не лето, а зимняя дорога сильно отличается от летней дороги. Однако, несмотря на это знание, многие, каждый год забывают об основных правилах безопасности во время управления автомобилем в зимних условиях.

Начинать надо с подготовки автомобиля.

Во-первых, зимняя резина, ее надо заранее установить на колеса, не дожидаясь первых снегопадов, гололеда, мороза и других, весьма неприятных погодных явлений.

Во-вторых, не забудьте залить незамерзающую жидкость для обмывания лобового стекла. Грязное лобовое стекло, а зимой это скорее правило, чем исключение, сильно ухудшает видимость, а это увеличивает вероятность возникновения аварийной ситуации.

В-третьих, проверьте работу фар ближнего и дальнего света, да и вообще, работу всего электрооборудования автомобиля.

В-четвертых, тормоза и вся тормозная система. В зимних условиях неисправности тормозной системы имеют гораздо более сильный отрицательный момент, который увеличивает вероятность аварий в разы.

В- пятых, рулевое управление, тут даже говорить ни чего не надо, все и так понятно.

В-шестых, весь автомобиль должен находиться в исправном состоянии, но это уже относится не только к зимнему периоду, но и вообще к любому времени года. Предыдущие пять пунктов, особенно важны зимой, т.к. в летний период, некоторые недочеты могут быть допустимы ввиду того, что условия управления автомобилем проще. Светлое время суток – дольше, сцепление колес с дорожным покрытием – лучше, грязи на дорогах – меньше, морозов нет и т.д.

Теперь о некоторых особенностях управления автомобилем на зимней дороге.

Во время начала движения на скользкой дороге, автомобиль пробуксовывает и стоит на месте.

Причина – Желание водителя тронуться с места путем увеличения «газа» и скорости вращения колес. Это тупик, т.к. в случае, когда под колесами находится снег или лед, вращение колес, их растапливает и превращает в воду – дополнительная смазка для проскальзывания. Если, все же, колесу удастся растопить весь лед или снег и оно наткнется на твердую поверхность дороги или грунта, то неизбежен резкий рывок. Рывок может произойти не только в сторону, куда вы планировали ехать, но и вправо и влево, а рядом могут находиться другие машины или препятствия. Последствия понятны всем.

Правильные действия – постарайтесь не допустить пробуксовки колес вообще, для этого не стоит давить на газ и увеличивать обороты двигателя, стоит плавно, не спеша, на малых оборотах двигателя, попытаться сдвинуть машину с места. Используйте педали сцепления и газа, но аккуратно и без резких нажатий на газ и отпускания сцепления. Можно попробовать, выполняя все выше описанные действия, тронуться со второй передачи. Для машин с дизельным двигателем, очень часто, достаточно просто плавно отпустить сцепление, совершенно не касаясь педали газа. То же самое можно порекомендовать и владельцам автомобилей с АКП, только в данном случае отпускать надо не педаль сцепления, а педаль тормоза. Передние колеса должны быть выровнены. Если это не помогает, то, при возможности, добавьте под ведущие колеса песок или что-то еще, что может увеличить их сцепление с поверхностью дороги.

Правильное торможение на зимней дороге.

На скользкой дороге лучше тормозить двигателем и по возможности, как можно меньше использовать педаль тормоза, но без нее тоже обойтись вряд ли получится. Тем не менее – это главная и основная рекомендация. В случае возникновения опасности заноса, при экстренном торможении, первое, что нужно сделать, отпустить педаль тормоза, выжать сцепление и перейти на пониженную передачу. Как только скорость снизится, повторить все снова. Все эти манипуляции надо проводить быстро, педаль тормоза использовать в последний момент для полной и окончательной остановки автомобиля. Резких движений рулем лучше не совершать, а еще лучше, руль держать ровно или плавно выворачивать в сторону заноса.

При повороте автомобиль стремиться на внешнюю сторону поворота.

Причина – большая скорость вхождения в поворот. В этой ситуации нельзя доворачивать руль в сторону поворота и ни в коем случае нельзя снижать скорость с помощью тормозов.

Правильные действия – сбросить газ, но ногу с педали газа не убирать, если руль слишком сильно повернут в сторону поворота, то ПЛАВНО возвращать его в обратную сторону до момента, когда вы почувствуете, что сцепление колес с дорогой восстановилось, после чего можно опять ПЛАВНО выворачивать руль в требуемом направлении.

Автомобиль заносит.

Если заднюю часть автомобиля начинает выносить вперед, изменяя заданный угол, а вы поняли, что все происходит помимо вашей воли, то это занос.

Причина – большая скорость, специфика покрытия дороги, неравномерное сцепление колес с покрытием, неправильные действия рулем. В этом случае тоже, категорически нельзя использовать тормоза.

Правильными действиями будут – поворот руля в сторону заноса, коррекция траектории движения автомобиля педалью газа. При переднем приводе, газ следует слегка прибавлять, что бы передние (ведущие) колеса вытягивали автомобиль, при этом следует направление движение корректировать рулем. При заднем приводе, газ наоборот, следует сбросить, проводя корректировку траектории движения машины рулем. На полноприводном автомобиле, в большинстве случаев, следует действовать, как и на переднеприводном авто, но следует учитывать особенности конкретной машины, ее системы тормозов, АВС  и т.д. Лучше попрактиковаться на автодроме, тогда вы лучше поймете свою машину и сможете выработать необходимые навыки.

Дорога в снегу, сверху снег рыхлый, а снизу утрамбованный.

При резком добавлении газа или торможении велика опасность заноса. Так же опасность заноса возникает и при резких движениях рулем на высокой скорости. Если требуется изменить траекторию движения, сменить полосу повернуть или совершить обгон, то лучше делать это плавно и на безопасной скорости. Обязательно соблюдайте безопасную дистанцию.

На вашем пути огромная лужа, снег растаял или труба лопнула.

Если есть возможность, то лучше такой участок объехать. Если возможности объехать нет, то лучше развернитесь и уезжайте в обратном направление. Если и это невозможно и погружение в воду неизбежно, то запомните, гарантировано безопасная глубина для легкового автомобиля – глубина меньше половины высоты колеса, если она больше, а объехать или развернуться нельзя – ищите место парковки или станьте на обочин и наслаждайтесь видом того, как рискуют другие. Можно все снимать на видеорегистратор картины того, как другие, рискованные водители, топят свои машины и добавляют себе проблем. Если глубина позволяет, то преодолевать водную преграду следует на равномерной скорости 10 – 15 км./ч., тормозить и останавливаться, строго не рекомендую. После проезда водной преграды, просушите тормоза – несколько нажатий на педаль тормоза на небольшой скорости, добиваться полной остановки не обязательно.

На вашем пути сугроб или снежный нанос.

Если вы видите, что сугроб или нанос снега равномерный и оба передние колеса войдут и выйдут из него равномерно, то лучше это препятствие преодолеть на скорости крепко удерживая руль. Как правило, таких ровных сугробов не бывает, поэтому, лучше снизить скорость или вообще остановиться, оценить обстановку, по возможности объехать, а если это невозможно, то попытаться проехать через него на скорости, но будьте готовы к тому, что может возникнуть занос. Конечно, речь не идет о больших или очень протяженных сугробах.

Зимняя парковка на ночь.

Оставляя машину зимой на ночь во дворе или на стоянке, следует придерживаться простых правил. Старайтесь поставить машину так, что бы ведущие колеса находились на твердом, желательно очищенном от снега, участке дорожного покрытия. Если такого участка нет, то расчистите необходимое пространство от снега лопатой или другими, подручными средствами, накатайте калию своим автомобилем и спокойно оставляйте свою машину ночевать. Будьте уверены, в этом случае, вы спокойно сможете тронуться с места на следующее утро. Не стоит забывать об аккумуляторе, если вы в нем не уверены, а ночь обещает сильные морозы, то лучше заберите его домой или разместите в теплом месте (у сторожа на стоянке), в противном случае вы рискуете потерять много времени утром, когда захотите завести двигатель.

 

Автор: Сергей С.

joomline.net