Печать
Просмотров: 1871

Витраж из крашеных стекол

Темами витражных сюжетов могут стать народные старинные мотивы, стилизованные рисунки представителей фауны и флоры, графическая живопись и т.д. Рисунки можно придумать самому или воспользоваться готовыми иллюстрациями со страниц журналов и открыток. Выбранный рисунок выполняют на бумаге в натуральную величину. Если требуется изготовить копию какого-либо сюжета с готовой иллюстрации, то это можно легко выполнить при помощи пропорционального изменения рисунка.

Для этого листок с рисунком разбивают на одинаковые квадраты так, чтобы захватить рисунок полностью. Если рисунок нужно увеличить, то на чистом листе бумаги, размер которого будет соответствовать предполагаемому рисунку, делают сетку из квадратов, стороны которого увеличены в нужной пропорции. После этого фрагменты каждого квадрата (контуры рисунка) срисовывают с каждого исходного квадрата и размещают в соответствующем квадрате увеличенного листа. Таким образом, получают увеличенную копию нужного рисунка. Рисунок на бумаге раскрашивают цветными карандашами, фломастерами, гуашью и другими красителями, добиваясь нужного соотношения цветов. И только после того, как рисунок будет доведен до необходимых требований, его можно переносить на стекло.

Лист с рисунком накладывают на вымытое и обезжиренное стекло с наружной его стороны. Для этого стекло моют мылом или другими моющими средствами с добавлением нашатырного спирта. Вымытую поверхность со стороны нанесения краски обезжиривают ацетоном или любым органическим растворителем. После этого к обезжиренной поверхности прикасаться нельзя, так как в этих местах краска будет держаться плохо. Эскиз можно закрепить на стекле при помощи липкой ленты. После этого приступают к наведению контуров, которые четко отделят один цвет от другого и не дадут краске переходить с одного участка на другой. Наносить контуры можно при помощи шприца или просто из тюбика, выдавливая краску на стекло. Для этого в крышке тюбика с краской сверлят отверстие нужного диаметра, через которое краска выдавливается на стекло. Контурные перемычки обычно темнее основных цветов рисунка. Обычно это черная, темно-коричневая, фиолетовая или темно-синяя краски.

К раскраске основных цветов приступают только после полного высыхания контуров рисунка. В противном случае контуры могут расплыться, и рисунок потеряет свою четкость. Краски для витражей готовят на основе клея БФ-2 или мебельного нитролака. Если краски готовятся на основе клея БФ-2, то выбираются светлые его сорта. Клей разбавляют ацетоном в соотношении 1:1 и к полученному составу добавляют тушь или другие спирторастворимые красители. Следует помнить, что ацетон испаряется очень быстро, поэтому краску нельзя заготавливать впрок.

Краски на основе мебельного нитролака можно получить так: - Берут прозрачные сорта мебельного лака (НЦ-221, НЦ-227 или НЦ-228) и растворяют его разбавителем номер 646 или 648 в соотношении 1:1. В полученную основу добавляют обычную художественную краску до получения нужного тона. При этом масса краски не должна превышать 8-10% от массы лака. При работе с этими составами следует соблюдать меры противопожарной безопасности и личной гигиены. Помещение должно хорошо проветриваться.

Пленочный витраж

Технология выполнения пленочных витражей основана на применении цветных прозрачных пленок Такие пленки применяются, например, в фильтрах театральных прожекторов. Если готовые пленки достать невозможно, их легко приготовить самому. Для этого нужно взять прозрачную пленку и окрасить ее в соответствующий цвет. В качестве красителя можно применить пасту из стержней шариковых ручек.

Начальная стадия изготовления "пленочного" витража (вплоть до обезжиривания стекол) практически не отличается от вышерассмотренного варианта. Но затем техника исполнения становится иной. Дело в том, что в "пленочном" витраже сначала наклеивается пленка, а затем уже наводятся контурные линии. Контурные линии можно вырезать из темной пленки. Для этой цели хорошо подходит засвеченная и проявленная фото- или кинопленка.

Сначала из цветных пленок вырезают фрагменты будущего рисунка, согласно приложенному к стеклу эскизу. Фрагменты приклеивают каким-либо универсальным клеем, например, "Момент", "Суперцемент" и т.д. Приклеивают цветные пленки с некоторым зазором между ними, чтобы лента контурных линий в последующем приклеивалась не только к пленкам, но и к самому стеклу. Цветные фрагменты не следует полностью смазывать клеем. Для этого достаточно промазать их края и приложить к нужному месту, тщательно разглаживая и выравнивая. Чтобы пленка со временем не отставала, ее прикрывают другим стеклом, получая при этом подобие стекла "триплекс". Поэтому для "пленочного витража следует подбирать тонкие стекла (2 - 2,5 мм), которые в пакете составят стекло толщиной 4,5 - 5 мм.

Витраж на свинцовой арматуре

Как бы хорошо ни был изготовлен пленочный или крашенный витраж, со временем он может потерять свою привлекательность. Краски и пленка под действием солнечной радиации становятся блеклыми и теряют насыщенность тонов. Этого недостатка лишен витраж из цветных стекол. Цветные стекла окрашивают в процессе их изготовления, закладывая красители в стекольную массу, поэтому солнечная радиация на них практически не действует. Для соединения стекол в рисунок применяют металлические профили из мягких сплавов. Одним из наиболее технологических металлов для изготовления витражей является свинец. Мягкость этого металла позволяет сравнительно легко формировать из него профили и скреплять их между собой. Витражи, изготовленные из цветного стекла, скрепленного между собой свинцовыми профилями, не теряют своего внешнего вида в течение десятилетий. Делают их так.

Начальная стадия изготовления витражей (разработка эскизов и перенос их в натуральную величину) нам уже известна. Но витраж со свинцовой арматурой имеет свои особенности. При изготовлении рабочего эскиза (иногда его называют рабочий картон) следует учитывать размеры свинцовой арматуры, которые зависят от изготовленных заранее штампов. Следовательно, работу над витражом нужно начинать с изготовления штампа и профилей и только после этого готовить рабочий чертеж и вырезать стекла. Штампы изготавливают на фрезерном станке. При этом следует учитывать, что толстые прожилки между стеклами делают рисунок грубым. Кроме того, большой процент заполнения витража арматурой отрицательно сказывается на его возможности пропускать свет. Поэтому штампы следует изготавливать таким образом, чтобы профили получились по возможности тоньше, рисунок витража от этого только выиграет. Размер "а" матрицы должен соответствовать толщине стекла, размер "б" пуансона учитывает двойную толщину свинцовой пластины.

Для изготовления профилей можно использовать свинцовую оболочку от старых кабелей, которую нарезают тонкими полосами и тщательно выравнивают. Полосу укладывают на пунсон вдоль его профиля, накладывают сверху матрицу и при помощи молотка формируют профиль. Изгибы профиля под углом делают методом вырезания сегментов на его стенках , с последующей пропайкой швов. Плавные изгибы формируют при помощи лекал, а образовавшиеся при этом гофры вырезают или выравнивают при помощи деревянной киянки. Нужно отметить, что витраж с прямолинейными прожилками изготовить гораздо легче. Все, даже незначительные изгибы, требуют дополнительной пайки, что может привести к растрескиванию стекла. Поэтому начинать следует с простых рисунков, не требующих большого количества изгибов.

После того как становятся известны размеры обрамляющих стекла профилей, можно приступать к изготовления рабочего чертежа. Его делают на картоне в натуральную величину, с нанесением точных контуров, учитывающих толщину свинцовой арматуры. Не следует стараться сделать витраж большим, так как при этом может потеряться его жесткость. При изготовлении чертежа нужно учитывать, что жесткий витраж получится только тогда, когда все соединения выполняются горизонтальными прожилками, оставляя вертикальные неразрезанными. Не следует увлекаться большим количеством прожилок, так как при этом жесткость витража может пострадать.

Формировать витраж начинают с изготовления сетки из свинцовых профилей, накладываемых на рабочий рисунок. Все места соединения между собой отдельных профилей тщательно подгоняют и готовят к пропайке. Элементы профилей нумеруют и делают соответствующие пометки на рабочем чертеже. Следует помнить, что свинец очень мягкий и профили легко деформируются при обработке. Все деформированные в процессе изготовления места нужно аккуратно выровнять. Участки арматуры, к которым стекло примыкает с двух сторон, составляют из двух профилей. После того, как будет изготовлена свинцовая сетка, приступают к вырезанию стекол. Для этого с рабочего чертежа следует изготовить шаблоны, по которым вырезают отдельные стекла, которые имеют расцветку соответствующую эскизу витража. Толщина стекол  должна быть одинаковой, а их контурные размеры должны учитывать толщину свинцовых прожилок.     

Сборку витража необходимо осуществлять на заранее подготовленном планшете. Для этого в правом верхнем углу планшета прибивают две взаимно перпендикулярные планки и выполняют витраж в определенной последовательности. Вначале устанавливают обрамляющие профили, к которым прикладывают кусочки цветного стекла и обрамляют внутренними свинцовыми прожилками. Стекло и арматуру тщательно подгоняют и плотно прижимают друг к другу. Соединение отдельных участков арматуры между собой выполняют при помощи пайки. Чтобы стекла не расходились, их после сжатия временно закрепляют.

Для этого лучше всего применять оловянно-свинцовые припои (ПОС-50, ПОС-90 и т.д.). Места пайки тщательно зачищают и обрабатывают протравами. В качестве протравы лучше всего применить хлористый цинк. Для его изготовления кусочки цинка растворяют в соляной кислоте, соблюдая при этом все меры предосторожности, предохраняя органы дыхания и руки. С кислотой лучше всего работать в резиновых перчатках. Паяют хорошо прогретым паяльником, расплавляя металл на обоих соединяемых элементах. Перед пайкой все места соединения в свинцовой арматуре тщательно облуживают. Соединение происходит за счет взаимного растворения и диффузии металла арматуры и припоя. Все зазоры нужно тщательно заполнять жидким металлом, чтобы не было просветов. Во время пайки стекло следует оберегать от перегрева, так как оно может разрушиться под воздействием высокой температуры. Пайку следует выполнять с двух сторон, поэтому после того, как одна сторона будет скреплена, витраж переворачивают и паяют с другой стороны

 

Иногда вместо свинцовых прожилок применяют латунные или алюминиевые пластины, которые обрабатывают аналогичным способом. Процесс пайки латунных элементов может несколько отличаться. Латунь хорошо паять серебряными припоями, а в качестве флюсов применять растворы на основе буры и борной кислоты.

joomline.net