Печать
Просмотров: 1462

В XIX веке этический принцип бескорыстного служения людям французский философ Огюст Конт назвал альтруизмом (от лат. alter — другой). Но еще до него другие философы предлагали путем воспитания смягчать эгоистические устремления людей. Правда, из этого почти ничего не вышло. Возможно, результаты были бы не столь плачевны, если бы тогда было известно, что альтруизм самым благотворным образом сказывается на здоровье тех, кто придерживается этого принципа.

Дин Орниш пишет об этом в своем докладе об исследовании, проведенном сотрудниками корнельского университета (США). В течение тридцати лет они наблюдали за 427 женщинами, имеющими детей. Результат этих наблюдений: женщины, помогавшие «чужим» людям, болели почти в два раза реже тех, кто занимался делами лишь собственной семьи.

В целебной силе альтруизма убежден и другой американский ученый — Аллан Лукс, который многие годы посвятил организации добровольного труда и считается одним из ведущих экспертов в этой области. Целебную силу альтруизма

Лукс объясняет двумя факторами. Оказав кому-то помощь, человек испытывает возвышенное чувство, которое можно назвать радостью, удовлетворением или даже счастьем. Это происходит потому, что организм выделяет эндорфины и другие вещества, «обеспечивающие» положительные эмоции. Кроме того, организм расслабляется, выходит из напряженного состояния. Помощь другим Лукс сравнивает с медитацией, поскольку и в том, и в другом случае человек отвлекается от угнетающих его негативных чувств, например, гнева, одиночества или собственной неполноценности.

Тот, кто занимается проблемами других людей, лучше справляется и с собственными недугами. Таким способом нельзя, конечно, победить рак или рассеянный склероз, считает Лукс. Но можно укрепить иммунную систему, смягчить головную боль и боли в спине. Отступают и обусловленные стрессом болезни: высокое кровяное давление и астма. Добровольные помощники имеют хорошие шансы преодолеть депрессию. Но чтобы добиться таких результатов, надо, по мнению Лукса, соблюдать три условия.

Во-первых, бескорыстно трудиться нужно регулярно, например по два часа в неделю.

Во-вторых, должен быть непосредственный контакт с тем, кому оказывается помощь (следовательно, денежными пожертвованиями здоровье не купишь.)

В-третьих, оздоровительный эффект для помогающих достигается лишь тогда, когда они приходят на выручку «чужим», незнакомым людям. Ведь только в этом случае, поясняет Лукс, вы принимаете решение о помощи совершенно свободно. Когда же речь идет о родственниках, то помогать им — ваша обязанность. Наверное, с последним утверждением Лукса можно поспорить. Конечно, поддерживая родных в трудную минуту, мы выполняем свой долг. Но разве нами не движут также чувства любви и сострадания?

Важно, подчеркивает Лукс, чтобы человек, решивший помогать другим, выбрал себе деятельность по душе. Одному нравится заниматься с детьми, другой находит взаимопонимание со стариками, третий оказывает бесплатную юридическую помощь, четвертый учит неграмотных читать и писать и т.д. Сам Лукс руководит группой добровольцев, которые помогают воспитывать детей из неполных или «проблемных» семей.

Лукс не жалеет аргументов, чтобы убедить других в оздоровительном эффекте добровольного труда: «Если вы отказываетесь помогать другим, это равносильно решению никогда не заниматься спортом, есть только жирную пищу, курить или без меры употреблять алкоголь».

В результате разговора с Луксом возникло сомнение в том, что, учитывая его теорию, добро-вольный труд можно считать проявлением альтруизма. Ведь и работая бесплатно, помогающий извлекает для себя определенную пользу. Лукс с такой постановкой вопроса решительно не согласен. Да, добровольный помощник испытывает от сделанного чувство удовлетворения, что положительно сказывается на его здоровье. Но он в первую очередь заботится о других (возможно, эффект спасателя). Эгоист же думает только о себе и действует исключительно в собственных интересах.

К сожалению, добровольный труд распространен не столь широко, как хотелось бы. Куда чаще мы сталкиваемся с проявлениями эгоизма и индивидуализма. Причину такого положения Лукс видит в недостатке информации. По телевидению, например, часто показывают людей, занимающихся спортом. (И правильно делают!) А вот тех, кто помогает нуждающимся, увидишь крайне редко.

По мнению других специалистов, занимающихся данной проблемой, может быть, более важная причина состоит в том, что в обществе, где идет жесткая борьба за «место под солнцем», у многих ни на что другое не остается ни времени, ни сил. Тем не менее не переводятся люди, видящие смысл жизни в бескорыстном служении другим.

В заключение напомню читателю совет поэта Степана Щипачева: «Любовью дорожить умейте. С годами дорожить вдвойне».

 

По материалам книги «Стресс. Тонкости, хитрости и секреты» Юрия Васильевича Татуры

 

 

joomline.net