НА САЙТЕ  

Сейчас 86 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

   

СТАТИСТИКА  

Пользователи
2
Материалы
1560
Количество просмотров материалов
3846562
   
   
   
Все для Joomla . Бесплатные шаблоны и расширения.

Еще один тупик, в который ведет длительный стресс, — эмоциональное и профессиональное «выгорание». Это проявляется как потеря интереса к работе, проявляющаяся в стремлении выполнять свои обязанности формально, без заинтересованности в конечном результате, «абы как». (Подобный феномен известен в народе под названием «халтурить», «сачковать» и т. д. — пожалуй, ни в одном языке, кроме русского, нет такого количества синонимов для обозначения безразличного отношения к работе).

В далеко зашедших случаях доходит до отвращения к работе; иногда даже сама мысль о том деле, которое еще недавно представлялось смыслом всей жизни, становится ненавистной.

Из-за возникающей неуверенности в себе у специалистов и руководителей происходит снижение профессиональной самооценки, появляются сомнения и колебания при необходимости принятия самостоятельных решений. Это приводит к попыткам перекладывать сложные решения на чужие плечи и тем самым уходить от ответственности. В поисках выхода из подобной кризисной ситуации человек хватается за «подручные» средства, пытаясь снять нервное напряжение алкоголем, никотином (употребляемыми в большем, чем обычно, количестве) или злоупотребляя лекарственными препаратами, успокаивающими нервную систему. И если стрессовая ситуация затягивается, то последствия такого способа «разрядки» становятся очевидны — из средства, помогающего хотя бы ненадолго сгладить остроту психологической проблемы, дающего временное облегчение, он сам превращается в проблему.

Другой распространенный способ ухода от психологических проблем, особенно связанных с профессиональной деятельностью, — уделять работе еще больше внимания, что называется, уйти в нее с головой. Про человека, находящегося в таком состоянии, говорят, что он «трудоголик».

На первый взгляд, подобный способ снятия стресса представляется конструктивным. Но только на первый взгляд. При внимательном же рас-смотрении становится очевидным заложенное в него противоречие — дело в том, что этот парадоксальный способ построен на самообмане. В сущности, главное, чего человек пытается добиться подобным образом, — уйти от стресса, обманывая самого себя надуманным объемом работы.

На самом деле, «трудоголик» просто подсознательно стремится занять все свое время работой, загрузить свой мозг хлопотными, но обыденными делами для того, чтобы не думать о других, болезненных для него проблемах. Так, к примеру, часто человек пытается с головой уйти в работу, чтобы отвлечься от проблем в личной жизни. Тем самым трудоголизм в современной медицине рассматривается как своеобразная болезнь, сродни алкоголизму и другим видам болезненных пристрастий. Отличия от банального пьянства состоят в том, что хотя трудоголизм наносит заметно меньший урон здоровью, тем не менее он может принести больший ущерб профессиональной, особенно коммерческой деятельности. Дело в том, что, как и многие «настоящие» болезни, работоголизм заразителен. Если им страдает глава фирмы, то он старается распространить подобный образ жизни на всю свою организацию.

Что в итоге? Увы, фирмы, зараженные работоголизмом, в отдаленной перспективе всегда проигрывают конкурентам. Причин для этого несколько.

В трудоголической фирме обычно существует проблема избыточного контроля за деятельностью сотрудников, которая на самом деле прикрывает неуверенность руководителя и его тотальное недоверие к сотрудникам. (В таких случаях «босс» придерживается обычно убеждения: «Ни на кого нельзя положиться, если хочешь сделать что-либо правильно, приходится делать это самому».) Именно поэтому сотрудники стремятся «не выделяться» и не противоречить сложившимся стереотипам, не проявлять инициативы, не предлагать новых нестандартных решений (исходя из убеждения, что «инициатива наказуема»). По этой причине фирма, девиз которой — трудоголизм, является закрытой системой: ей недостает гибкости. Новая информация, вступающая в противоречие с устоявшимися взглядами, в ней просто не воспринимается. Сотрудники, дабы не вызывать на себя критику шефа, дружно пытаются не признавать собственных ошибок и отказываться замечать существующие проблемы, до последнего момента закрывать на них глаза, убеждая себя и других: «В нашей конторе все в порядке!»

Поэтому подобная фирма отстает от динамично меняющейся рыночной ситуации и зачастую многократно «наступает на одни и те же грабли», возвращаясь в своей деятельности к одним и тем же проблемам, вместо того, чтобы перестраивать свои стереотипы и избавляться от проблем.

Еще одна проблема трудоголизма — нереалистичное стремление быть первым во всем, даже наперекор здравому смыслу. Отсюда и нереальные притязания, и «наполеоновские планы» (психологи называют это гиперкомпенсацией — как известно, Наполеон был человеком небольшого роста. Стремление к власти помогало ему возвыситься над окружающими, хотя бы в переносном смысле, и тем компенсировать свой комплекс неполноценности).

На уровне фирмы подобные тенденции нередко перерастают в стремление к грандиозности, гигантоманию. В предпринимательской деятельности это может проявляться, к примеру, в стремлении увеличивать товарный запас независимо от ликвидности товара. Или стремиться к росту объема продаж вне зависимости от прибыльности такой деятельности. Или в замораживании средств, направляемых в непродуманные инвестиции, связанные с «масштабными» проектами, чтобы «бизнес перешел на следующий уровень». Или в не-эффективной, но дорогостоящей рекламе, больше влияющей на самолюбие продавца, чем на поведение покупателя.

С трудоголизмом неразрывно связан надуманный «героизм». Здесь можно вспомнить лозунг из нашего недавнего прошлого: «В жизни всегда есть место подвигу».

При этом обычная, повседневная работа представляется «битвой за урожай», «схваткой с природой» и др. Излюбленный стиль работы тех, кто страдает трудоголизмом — вначале создавать себе трудности, чтобы затем героически их преодолевать. Такие сотрудники всегда заняты бурной и кипучей деятельностью по разрешению очередных чрезвычайных ситуаций.

Для них сами эти кризисные ситуации просто жизненно необходимы, буквально как воздух — и все для того, чтобы загрузить себя работой свыше обычного.

В результате предприятие, в котором «у руля» стоят трудоголики, находится в ситуации хронического аврала и бесконечного (хотя и отчасти надуманного) кризиса. Заканчивая наш краткий обзор проблемы предпринимательского стресса и ее актуальности для предпринимателей, необходимо привести хотя бы краткие рекомендации о том, как эту проблему можно решить. И здесь на помощь могут прийти системы психологической саморегуляции, основанные на достижениях современной психологии и физиологии.

В качестве подобной системы, хорошо показавшей себя на практике, можно рекомендовать метод ретри, с которым мы знакомимся на протяжение всей книги. Существо метода психологической саморегуляции сводится к следующему. Для того, чтобы надежно справляться со стрессами, чтобы они не мешали успешной профессиональной деятельности, предпринимателю необходимо научиться технике психологической самобезопасности, служащей для защиты от стресса.

В первую очередь — научиться правильно обращаться со своими эмоциями, бережно относиться к собственной нервной системе. Для этого служат практические навыки «угашении» отрицательных эмоций, снятия стресса и психологической напряженности с помощью расслабления мышц, нормализации состояния нервной системы с помощью успокаивающих дыхательных упражнений, а также активизации скрытых резервов подсознания для решения различных задач, принятия решений в нестандартных ситуациях.

 

По материалам книги «Стресс. Тонкости, хитрости и секреты» Юрия Васильевича Татуры

 

 

   
   
   

ЗНАКОМСТВА  

   
   
Яндекс.Метрика
Версия для мобильных | Версия для ПК
© Alpha4.ru - 2011 г. ПРИ ПЕРЕПЕЧАТКЕ МАТЕРИАЛОВ И СТАТЕЙ ССЫЛКА НА САЙТ, СТАТЬЮ И АВТОРА - ОБЯЗАТЕЛЬНА