Вы составили несколько резюме, разослали его в несколько фирм и организаций, получили приглашение на собеседование и подготовились к нему. Теперь Вам осталось пройти этап саморекламирования и попыток оппонента разрушить Ваши надежды.
Собеседование, это не просто разговор двух человек, это определенная стратегия поведения. Поэтому, внимательно отнеситесь к тому, что здесь написано. Может оказаться, что все гораздо проще и не будет ни каких сложностей, но если Вы готовы к сложному варианту, то более легкий вариант, Вы сможете пройти без затруднений и получить то, ради чего Вы вообще пришли на собеседование. Не переживайте если не пройдете его, страшного ни чего нет, да и проблема может оказаться совсем не в Вас, но подготовится и соблюдать простые правила, надо, тогда будет Вам легче. Подготовлен - значит вооружен, а успех любит подготовленных.
1. Как только приехали в организацию, где будете проходить собеседование, сразу отключите мобильный телефон. Вроде бы прописная истина, но лучше ее напомнить, почему то многие об этом забывают.
2. Входя в кабинет, обязательно постучитесь, даже если дверь открыта и Вас туда пригласили. Поздоровайтесь, представьтесь, обратитесь к будущему собеседнику по имени и отчеству и улыбнитесь, желательно искренне.
3. Не начинайте разговор до тех пор, пока собеседник к Вам не обратиться, и не задаст направление беседы.
4. Во время разговора смотрите собеседнику в глаза или в переносицу, но не пристально и напряженно, а спокойно.
5. Во время беседы не жестикулируйте и не пытайтесь, что то объяснять на пальцах или руками.
6. Не стоит чесаться, ерзать, зевать и т.д. Если есть какие то привычки, поправлять волосы, сидеть, закинув нога за ногу, раскачиваться во время разговора, крутить головой и т.д., то обратите на них свое внимание и во время собеседования старайтесь этого не делать.
7. Во время разговора не пытайтесь разжалобить собеседника, это ни кому не нравится, и если Вы уже три месяца ищите работу, то для Вас это скорее минус, чем плюс.
8. Не стоит касаться тем религии, секса или политики, а если будут такие вопросы, то постарайтесь в ответах занять нейтральную позицию, если конечно собеседник не выражает явно своих предпочтений, хотя это может оказаться его уловкой, и Вы будете введены в заблуждение.
9. Ни в коем случае не критикуйте предыдущую работу, начальство, конкурентов, ни прошлых, ни настоящих, ни будущих.
10. Не торопитесь с ответом, но и не тяните. Представьте ответ, 2-3 секунды и отвечайте.
11. О себе рассказывайте только то, что спрашивают, свои недостатки замолчите, а достоинства преувеличьте, но не перестарайтесь, Вы не должны быть идеалом которого не существует, останьтесь просто хорошим человеком, у которого конечно есть недостатки, но не много и не сильные. В не трудоголик и не лентяй, не трезвенник, но и не пьяница и т.д.
12. На неприятные вопросы или вопросы, отвечая на которые Вы ставите себя, в любом случае, в неудобное и не правильное положение, а они обязательно будут, если сотрудник с которым Вы беседуете, опытен, отвечайте спокойно, размеренно, логично и без обид. Можете отказаться отвечать, мотивируя свой отказ нежеланием отвечать на провокационные вопросы. Только выскажете свой отказ как можно мягче и тактичнее.
13. Задайте несколько вопросов относительно предполагаемой работы. График работы, выходные, отпуска, оклад и т.д. это должно Вас интересовать в любом случае, а если нет, то может и работа Вам не сильно нужна.
14. Не допускайте не корректных высказываний, грубости, не используйте специфических или профессиональных выражений, которыми пользовались на предыдущей работе, а если используете, то поясняйте о чем идет речь.
15. Ваши ответы не должны быть односложными, «да»», «нет» и др., но и сильно замысловато развивать свой ответ не стоит. Ответ должен состоять из 3 – 6 фраз.
16. Опытные кадровики, зная, что Вы готовились к собеседованию, будут пытаться выбить Вас из колеи. Так же поступают психиатры, когда пациент приходит к ним на осмотр. Поэтому без приглашения не плюхайтесь на стул или кресло, если более 15 секунд Вам не предлагают присесть, спросите разрешение и присядьте. Если место, куда Вас усадили неудобно для Вас, плохое кресло или стул, солнце светит в глаза и т.д., то попросите разрешение пересесть. Если Вас не замечают, а беседуют между собой, подойдите ближе, к тому с кем должны беседовать, извинитесь за то, что вынуждены прервать беседу, еще раз представьтесь, и объясните по какому вопросу Вы здесь находитесь. На грубость не отвечайте, это у человека работа такая и он должен это делать, что бы узнать вашу реакцию.
17. Не ожидайте положительной реакции от собеседника и не радуйтесь, если он ее демонстрирует. Недовольство тоже ни о чем не говорит. И то и другое может оказаться очередной ловушкой.
18. Не радуйтесь и не расслабляйтесь, если собеседник ведет себя так, как будто знаком с Вами 100 лет. Вы «Штирлиц», он «Мюллер» и ни какой дружбы между вами нет, и не может быть, до тех пор, пока Вас не приняли на работу, а потом видно будет.
Вот, в общем, и все основные премудрости. Помните и соблюдайте все эти правила, и Вы на 90% можете быть уверены в успешном, для Вас, результате собеседования. Оставшиеся 10% - это кадровик, он тоже человек, он может быть плохой, может болеть, может вообще это ему все надоело. Не стоит обижаться и переживать, им же хуже, они потеряли ценного работника, таких как Вы мало, а мест работы много и время у Вас есть.
Удачи.
Автор: Сергей С.